Дисциплина «Теоретические основы товароведения и экспертиза товаров»

Ведущий преподаватель - доцент Бызова Елена Владиславовна

Перечень вопросов к экзамену

1. Предмет, цели и задачи товароведения.

2. Состояние и перспективы развития потребительского рынка России.

3. Методы исследования в товароведении, достоинства и недостатки каждого метода.

4. Классификация товаров. Принципы построения систем классификации и их виды.

5. Кодирование товаров. Виды и методы кодирования. Преимущества и недостатки методов кодирования.

6. Ассортимент товаров. Показатели ассортимента, особенности его формирования и оценки.

7. Количественные характеристики товаров. Общие и специфичные характеристики единичных экземпляров товаров и товарных партий.

8. Качество товаров. Основные понятия.

9. Классификация требований, предъявляемых к товарам.

10.Показатели качества, их классификация по различным признакам.

11.Номенклатура потребительских свойств товаров.

12.Функциональные свойства и показатели качества, их определяющие.

13.Свойства надежности и показатели качества, их определяющие.

14.Эргономические свойства и показатели, их определяющие.

15.Экологические свойства и свойства безопасности. Виды безопасности.

16.Градации качества товаров: стандартная, нестандартная, отход, брак.

17.Сортамент. Группы сортов. Принципы деления на товарные сорта.

18.Дефекты товаров. Классификация. Диагностика.

19.Контроль качества товаров. Виды и методы контроля.

20.Выборочный контроль качества товарных партий. Правила отбора проб.

21.Факторы, влияющие на формирование качества и количества товаров.

22.Сохранение качества и количества товаров. Классификация факторов, влияющих на их сохраняемость.

23.Упаковка, назначение, виды: требования к упаковке.

24.Хранение. Методы хранения. Классификация. Эффективность разных методов.

25.Размещение товаров. Принципы и правила размещения, их взаимосвязь.

26.Подготовка товаров к продаже. Особенности операций подготовки разных товарных групп.

27.Реализация товаров. Основные операции, их влияние на количество и качество.

28.Послепродажное обслуживание. Объекты. Назначение. Основные операции, их влияние на количество и качество.

29.Использование товаров. Способы повышения эффективности потребления или эксплуатации товаров.

30.Товарные потери. Группы, виды и разновидности. Меры по предупреждению и снижению потерь, их значение.

31.Информация о товарах. Требования к информации о товарах. Виды информации о товарах, их назначение, характеристики.

32.Маркировка товаров: назначение, виды, носители.

33.Информационные знаки: понятие группы, назначение и характеристика отдельных групп.

34.Экспертиза товаров. Цели и задачи экспертизы. Отличительные особенности товароведной экспертизы.

35.Порядок назначения и проведения товароведной экспертизы.

36.Эксперты и экспертные комиссии. Требования, предъявляемые к экспертам. Методы получения суждений экспертов.

37.Экспертиза товаров по количеству и качеству: порядок проведения и оформления.

38.Гигиеническая экспертиза товаров: порядок проведения и оформление результатов.

39.Экологическая экспертиза: порядок проведения и оформления.

40.Товароведная экспертиза: порядок проведения и ее оформление.

41.Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

№ п/п Наименование и реквизиты издания Авторы Год издания
Основная учебная литература
1 Теория товароведения: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования: учеб. пособие для преподавателе образ. учреждений нач. проф. образования/ 4е изд. М.: Издательский центр «Академия» Е.Ю. Райкова, Ю.В. Додонкин 2008
2 Товарная экспертиза. М.: Деловая литература Николаева М.А. 2007
3 Товароведение. Экспертиза. Стандартизация. изд. Юнити Дана Под редакцией В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. 2008
Дополнительная литература и другие информационные источники
4 Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов.- М.: Издательство НОРМА Николаева М. А. 2000
5 Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М Николаева М.А., Положишникова М.А. 2010
6 Качество непродовольственных товаров. – М.: Маркетинг Сероштан М.В. и др. 2000
7 Справочник товароведа непродовольственных товаров. В 3-х т. М.: Академия 2010
8 Товар и его экспертиза. М.: Центр экономики и маркетинга Красовский П.А., Ковалев А.И., Стрижов С.Г. 1999
9 Экспертиза в таможенном деле. Новосибирск.: Наука. Сиб. предприятие РАН Соложенцев В.А., Нестеров А.В. 1998
10 http://www.rospotrebnadzor.ru/ Официальный сайт Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека
11 http://www.gost.ru/ Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
12 http://www.interstandart.ru/ Официальный сайт информационной службы «Интерстандарт» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
13 www.stq.ru/ Официальный сайт РИА «Стандарты и качество». Журнал «Стандарты и качество»
14 www.spros.ru/ Официальный сайт журнала Международной конфедерации потребителей «Спрос»
15 http://www.ozpp.ru/ Официальный сайт Общества защиты прав потребителей
16 www.ozppou.ru – Общероссийская общественная организация «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг»
17 www.cnpe.spb.ru – Центр независимой потребительской экспертизы
18 www.konfop.ru – Международная конфедерация обществ потребителей
19 http.//www.mozp.org – Московское общество защиты прав потребителей
20 www.turistprav.ru – Общественная организация содействия защите прав потребителей в сфере туризма «Клуб защиты прав туриста»
21 www.spros.ru – Журнал для потребителей «СПРОС»
22 www.asq.org. – Официальный сайт Американского общества качества
23 http://www.1gost.ru/ сайт национальных стандартов и других документов по стандартизации в РФ
24 www.tstu.ru/education/elib/pdf/2002/zaicev.pdf/ Денисова, А.Л. Теория и практика экспертной оценки товаров и услуг. Учебное пособие
25 http://www.znaytovar.ru/ На сайте представлена подборка статей, посвященных характеристике потребительских свойств товаров, вопросам экспертизы и идентификации, обнаружения фальсификации товаров.
26 http://www.falshivkam.net/ На данном сайте представлено большое количество статей и иллюстраций к ним, посвященных способам фальсификации товаров, методам борьбы с ними. Описаны меры по защите товарных знаков, представлен обширный музей фальсифицированных товаров.